Почему закрывается Ultra-Music?

Сегодня — последний день активной работы сайта Ultra-Music. Было очень много вопросов о том, почему проект закрывается. Постараюсь дать исчерпывающие ответы на них.

Мне изначально не хотелось вдаваться в подробности. «Так сложилось обстоятельства» — самая лучшая формулировка в этой ситуации. Я не привык жаловаться и считаю, что если что-то у человека не получается, то виноват в этом только он сам. Поэтому всё описанное ниже — это исключительно наши проблемы и ошибки.

Что значит приостановка деятельности? Сайт не закрывается, но обновляться не будет. Удалять архив Ultra-Music глупо: здесь тысячи новостей, сотни интересных больших текстов, много музыки.

Почему это происходит? Проект был создан одиннадцать лет назад. Тогда я не ставил перед сайтом никаких целей — мне было просто интересно иногда писать о музыке. Лет пять назад сайт стал расти, о нём уже знали и музыканты, и журналисты, появились постоянные читатели. Все говорили, что нужно развивать проект. На этой волне пришёл молодой и дерзкий Саша Чернухо, предложивший своё видение дальнейшего существования. Именно с его появлением проект стал изменяться. Мы с каждым годом повышали качество контента, нашли людей, которые захотели писать и снимать для сайта и вместе с нами расти в профессионализме. Мы наладили работу нашей нецентрализованной редакции, придумывали много интересных тем и всей командой делали классные материалы. Но в то же время достигли потолка развития в условиях отсутствия финансирования — все эти годы проект существовал исключительно на энтузиазме.

Почему мы не пытались заработать денег? Пытались, но выходило не очень успешно. Время от времени находились люди, которые обещали заняться рекламой и уже через полгода сделать работу редакции рентабельной. При первой же сложности они пропадали. Поиском денег следовало заниматься кому-то из редакции. И мы искали их, но по остаточному принципу, ведь и без этого хватало работы. Я, например, последние года два тратил в день не менее пяти часов на написание новостей, общение с музыкантами, обработку пресс-релизов, публикацию афиш, ведение аккаунтов в социальных сетях, программирование, дизайн. При этом параллельно, как и всем остальным, нужно было зарабатывать деньги на пропитание. Ничего хорошего нет в том, что делаешь много дел сразу. Поэтому в 2013 году мы подписали договор с одним рекламным агентством, которое брало на себя обязательства продавать рекламу на сайте. Но за год работы они продали только три баннера, и вскоре мы разорвали отношения. Правда, находить клиентов легче не стало. Самыми реальными из них должны были стать организаторы концертов. Несколько раз они  покупали рекламу, но делали это неохотно: в этих конторах уверены, что намного выгоднее отдать десятки миллионов за напольные стикеры в метро, на которые никто даже внимания не обращает, чем заплатить пару миллионов за сто тысяч просмотров на самом популярном профильном сайте.

Но ведь есть и другие виды рекламы? Есть, и мы пробовали запустить несколько проектов с продакт-плейсментом. В итоге удалось реализовать только один. Но лишь частично и в конце существования сайта. За это спасибо следует сказать «Атлант Телекому».

Сайт ведь и без денег неплохо работал? Да, можно было ещё не один год тянуть проект, но развития никакого не происходило бы. Единственное логичное продолжение сайта — переход на стационарную работу редакции с офисом, полноценным рабочим днём, нормальным обсуждением тем и зарплатами для журналистов. Сколько для этого нужно денег? Денис Блищ на днях написал отличный материал на эту тему. Его раскладки практически полностью совпадают с нашими, но и это без учёта аренды офиса, работы бухгалтера, налогов и прочих расходов. Даже если бы мы продавали все баннеры и контент-проекты, мы бы не покрывали и половины необходимых расходов.

А как выживают другие? Денис в комментариях под тем же своим материалом пишет, что не знает рентабельных редакций в Беларуси. Даже журналисты очень крупных сайтов прокормить себя не могут. Сайты поменьше живут в основном на гранты или же являются придатками к каким-то другим компаниям, обслуживанием интересов которых занимаются. Афишировать это никто не хочет, хотя ничего зазорного, наверное, в этом нет. Ни грантов, ни инвесторов мы найти не смогли. Государству на проекты типа Ultra-Music наплевать (в Минкульте, скорее, будут рады нашему закрытию). Зарубежные же гранты в основном заточены под всякие политические проекты.

Можно ли было заработать по-другому? Наверное, да. Мы пробовали, например, запустить доску музыкальных объявлений с дальнейшей её монетизацией. Правда, идея была далеко не новой — перетянуть аудиторию с привычных «барахолок» теперь практически нереально. Ещё можно было бы сделать каталог музыкальных магазинов или прокатчиков музыкального оборудования. Но всех их и так по пальцам одной руки можно пересчитать — на этом не заработаешь. Все остальные сервисы, связанные с музыкой в Беларуси, также будут приносить мизер, а на их реализацию может быть потрачена куча времени и денег.

Когда было принято решение, что «всё»? Долгое время нам было просто в кайф делать то, что мы делали. Но чем популярнее становился проект, тем больше он отнимал времени и сил. Энтузиазм постепенно угасал.

Что дальше? Сайт останется висеть в интернете, а его участники займутся своими делами, благо все мы получили колоссальный опыт. Возможно, что через год, два или пять Ultra-Music снова заработает. Для этого нужно учесть ошибки и составить план развития. Альтруизм и энтузиазм — отличные вещи для старта проекта, но не самый лучший ресурс для долговременной работы.

Я благодарен журналистам и фотографам, которые, как и я, столько лет участвовали в развитии сайта исключительно благодаря любви к музыке. Мы делали очень крутой проект!